|
|
|
|
|
Старинчикова О.Н.
Самостоятельная работа с
книгой
(Библиотечный урок для 7-9 кл.)
Цель:
Формировать у
детей умение самостоятельно работать с текстом.
Акцентировать внимание на тех умственных
операциях, которые необходимы для полного и
качественного усвоения учебного материала.
Оборудование:
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. -
М.: Рус. яз., 1988. -848 с. - (Библиотека
словарей рус. яз.)
Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый
словарь. - 5-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.,
1998. - 832 с. - (Библиотека словарей русского
языка).
Даль В. Толковый словарь живого великорусского
языка: Т. 1 - 4. - М.:Рус. яз., 1989-1991.
Толстой А. К. Князь Серебряный: Повесть времён
Иоанна Грозного. -М.: Сов. Россия, 1980. - С.
124 - 127. 4-6 экземпляров.
Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. -
М.: Знание, 1989. - 144с.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А.
Как учить школьников работать с учебником. - М.:
Знание, 1987. - 80 с. - (Новое в жизни, науке,
технике. Сер. "Педагогика и психология"; # 3).
Индивидуальные карточки с текстами заданий #
1,2, 4, 5, 6.
Образцы закладок и помет в книгах.
Ход урока
I. Цели чтения
- Для чего вы читаете книги? Учёные группируют
цели чтения следующим образом:
1. Чтение для развлечения.
2. Чтение для осведомления о чём-нибудь,
пополнения сведений и т. п.
3. Чтение "воодушевляющее" (книги не дают новых
знаний, но вливают новые силы в грудь, поднимают
настроение).
4. Чтение крупных произведений искусства как
необходимое средство для расширения своего
кругозора и опыта, для углубления мировоззрения,
мыслей, чувства.
5. Чтение для изучения какой-нибудь книги,
какого-нибудь вопроса.
6. Чтение для самообразования.
Какую из этих, или подобных целей мы поставим
при чтении, часто зависит от книги, вообще от
материала чтения, - например, "Критику чистого
разума" Канта или "Науку логики" Гегеля вряд ли
кто станет читать ради развлечения или
увеселения, а газетный фельетон - для изучения.
"Приключения Шерлока Холмса" мало пригодны для
целей образования, а кто ищет настроений,
побуждающих к подвигам, не возьмёт для этой цели
аналитическую химию. Но и одну и ту же книгу
можно читать с разными целями. Например,
"Илиаду" Гомера можно читать как великое
поэтическое произведение: Александр Македонский,
говорят, постоянно перечитывал её, потому что
образ Ахиллеса служил для него идеалом; учёный
историк может читать её со своей точки зрения,
как источник сведений о быте Древней Греции и т.
п. Надо только помнить, что от цели чтения
зависят его способы.
Мы с вами будем говорить о деловом чтении. О
способах отбора литературы по теме и чтении для
изучения какого-нибудь вопроса. Чтобы отобрать
книги по данному вопросу, нужно их
предварительно просмотреть. Как это делается?
II. Структура книги.
Давайте вспомним, из каких элементов вообще
состоит книга, и какую информацию несёт каждый
элемент. То есть повторим структуру книги.
Блиц-турнир
Каждый участник берёт лепесток ромашки с
записанным на нём определением одного из
элементов книги. Ребёнок должен назвать этот
элемент и охарактеризовать его информативность.
1. Двойной лист бумаги, соединяющий блок с
переплётной книжкой. (Форзац)
2. Первая страница книги, на которой напечатаны
основные сведения об этом издании. (Титульный
лист)
3. Обложка, надеваемая поверх переплёта книги.
(Суперобложка)
4. Вводный текст, предваряющий изложение
основного материала. (Предисловие)
5. Иллюстрированная или шрифтовая покрышка
книги, защищающая блок от повреждений. (Обложка)
6. Обложка из твёрдого картона. (Переплёт)
7. Перечисление всех произведений, вошедших в
книгу, с указанием страниц, где они помещены.
(Содержание)
8. Текст, передающий краткое содержание книги.
(Аннотация)
9. Порядковый номер страницы. (Колонцифра)
10. Отдельный лист книги с вынесенным на него
заглавием главы или раздела книги. (Шмуцтитул)
Итак, для того чтобы получить общее впечатление
о книге, познакомиться с ней в общем виде,
необходим предварительный её просмотр. Опытному
читателю беглый просмотр может дать очень много.
Он будет знакомиться с книгой в следующей
последовательности:
1. Внимательно изучит титульную страницу, где
указаны основные данные на книгу: название,
автор, место и год издания, наименование
издательства.
2. Познакомится с оглавлением книги, стараясь
понять, из каких разделов она состоит, в какой
последовательности излагается материал; обратит
внимание на наличие в книге чертежей, схем,
рисунков, дополняющих и поясняющих текст.
3. Прочитает аннотацию, предисловие, введение,
послесловие, выводы, что поможет лучше
представить содержание, понять назначение книги,
получить совет, как следует её читать.
4. Ознакомиться непосредственно с основным
текстом книги, для чего прочитает некоторые
страницы, абзацы, отрывки из наиболее ценных и
интересных разделов. Это даст представление о
стиле и языке автора, особенностях изложения
материала, степени трудности или доступности
книги.
Когда приходится иметь дело с множеством книг и
все их невозможно прочитать, знакомство с
некоторыми из них поневоле приходится
ограничивать таким образом.
III. Работа с текстом.
Когда нужная книга выбрана, необходимо её
прочесть, понять и переработать изложенный в ней
материал.
Перед чтением
Сформулируйте цель или желаемый результат чтения
текста. Спросите себя: о чём я буду читать? Чего
жду от этой главы, параграфа?
Составьте представление об организации главы в
целом. Просмотрите заголовки, подзаголовки,
иллюстрации, если таковых нет, прочтите первые
предложения каждого абзаца.
Определите, что может быть полезного в тексте в
свете целей вашего чтения. На что стоит обратить
особое внимание.
Спросите себя: что я уже знаю по этой теме?
Припомните прочитанное на эту тему раньше, если
нужно, запишите то, что вспомнили. Рассмотрите
иллюстрации и другие материалы по этой теме,
вернитесь к своим записям.
Основные шаги по лестнице, ведущей к пониманию,
- это возникновение установки на понимание,
появление вопроса, его словесная формулировка,
выдвижение гипотез, их перебор и оценка,
проверка избранной гипотезы и возникающий в
связи с этим итог понимания - формулировка
суждения, которое является ответом на возникший
вначале вопрос.
Во время чтения
Чтобы диалог с текстом был полноценным и
содержательным, надо уметь по ходу чтения
совершать разнообразную умственную работу. У
читателя должны возникать вопросы к тексту, он
должен строить предположения о его дальнейшем
содержании и, читая, проверять, совпадают ли они
с данным материалом. Этот вид работы называется
прогнозирование.
Формировать прогноз можно с помощью
тренировочных упражнений, которые мы сейчас с
вами выполним.
Задание 1.
Письменные документы далёкого прошлого,
попадающие в руки учёных, иногда бывают
настолько испорчены, что разобрать удаётся
только обрывки слов и фраз. Это заставляет с
удвоенным вниманием читать каждый такой обрывок,
чтобы вычерпать из него как можно больше
информации и таким образом хотя бы в какой-то
степени восстановить текст. Что ясно из такого
обрывка:
"К ювелирному мастерству художника надо было
прибавить..."? Здесь можно допустить, что
художник обладал не только ювелирным
мастерством, но и какими-то другими
достоинствами, о которых должно быть сказано в
продолжении предложения.
Теперь представьте себя на месте такого учёного
и восстановите хотя бы в самом общем виде
следующие обрывки предложений.
1. Если кусок карбида кальция бросить в воду,
то...
2. Отец был образованным человеком, знал
двенадцать языков, в том числе...
3. Старшая дочь работала в сельской школе на юге
Индии, где ходить надо было с оглядкой, потому
что...
4. Для большого строительства этого было
маловато, но достаточно для...
Задание 2.
Теперь поупражняемся в прогнозировании при
работе с небольшим текстом.
В XVI веке говорили..., что "овцы пожирают
людей",
- Какой вопрос здесь возникает? Попробуйте дать
на него предположительный ответ.
Действительно, эти мирные животные невольно
оказались врагами десятков тысяч крестьян.
- Как вы думаете, почему?
Цены на шерсть непрерывно росли, так как
увеличивалось производство сукна. Разводить овец
стало выгоднее, чем выращивать хлеб... Для
выпаса овец потребовались обширные пастбища.
- Попробуйте предположить, как это сказалось на
положении крестьян. Поэтому землевладельцы
захватывали общинные пустоши и выгоны, запрещали
крестьянам пасти там скот. Не довольствуясь
этим, они разными способами старались отобрать у
крестьян наделы. Чтобы затруднить крестьянам
ведение хозяйства, дворяне приказывали
перекапывать дороги, ведущие к водопоям,
штрафовали крестьян, если их скот случайно
выходил за границы участка. Дворяне увеличивали
платежи за землю, нарушая вековые обычаи.
Доведённые до нищеты и отчаяния, крестьяне
бросали свои хозяйства и уходили в города.
Дворяне силой сгоняли крестьян с земли,
разрушали их дома, сносили целые деревни. На
картах того времени появились надписи: "Здесь
была деревня, а ныне здесь пастбище".
Нужно понимать значение каждого слова. Обращать
внимание на связки, выявляющие логическую
организацию текста: причина/следствие,
проблема/решение, последовательность,
хронология.
Выполним ещё несколько упражнений, которые
помогут нам освоить приёмы глубокого понимания
текста.
Задание 3.
В этом тексте допущена опечатка - пропущено одно
коротенькое слово. Из-за этого одно из
предложений противоречит смыслу всего текста.
Найдите это предложение и исправьте опечатку.
"Многие знатные вельможи смирились с потерей
своего влияния на государственные дела. Чтобы
устранить всесильного министра, они устраивали
заговоры, в которых были замешаны даже мать,
жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно
подавлял сопротивление вельмож, заключал их в
тюрьму и многих казнил.
Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева
Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор
королевским чиновникам и войскам. Ришелье
приказал срыть укреплённые замки дворян".
История средних веков. 6 класс/ Под ред.
Е.В Агибалова, Г.М.Донской. - М., 1985. - С.
247.
(В учебных целях в первом предложении намеренно
пропущено слово не.)
Задание 4.
Найдите в тексте непонятные вам слова и
выражения и выясните их значение в словарях. Для
работы можно использовать главу 15 из романа
А.К.Толстого "Князь Серебряный".
Задание 5.
Определите, где в этом тексте основная мысль, а
где - поясняющие её примеры.
"Почвенный покров - один из географических
компонентов, сложнейших по образованию и
географическому распространению по поверхности
суши. Сложность образования почв состоит в том,
что в нём принимают участие все другие
компоненты: минеральный - почвообразующая горная
порода, воздух, вода, растения и животные (в том
числе мириады микроорганизмов). Почва возникает
в процессе их взаимодействия в разнообразных
физических условиях. При этом протекают
сложнейшие химические реакции при образовании
гумуса - важнейшего условия плодородия почвы.
Почвы разных типов... в своём распространении
закономерно сменяются с широтой на равнинах и с
увеличением высоты в горах. Почвы ввиду их
рыхлости легко подвижны и уязвимы".
Физическая география СССР. 7 кл. -
М., 1985.-С. 139-140.
Задание 6.
Понимание слов, словосочетаний, взаимосвязей
между ними и заполнение "скважин" приводит к "вычерпыванию"
смысла текста. Однако извлечение смысла -
работа, которой нужно специально обучать.
Школьнику даётся отдельное предложение
неизвестного ему текста и предлагается извлечь
всю заключённую в предложении информацию. Эту
информацию нужно изложить в форме связного
рассказа. Такое задание условно можно назвать
"составление рассказа по предложению". Примеры
предложений:
Высаженный в сад, цветок расцвёл бы гораздо
быстрее, чем на подоконнике.
Все эти сведения Иван Иванович, однако, выдумал.
Итак, какие виды умственной работы мы выполняли
в ходе упражнений? - прогнозирование,
- уточнение лексического значения слов и
незнакомых выражений,
установление общего смысла текста,
выявление логической организации текста,
выделение главной мысли,
восприятие всей полноты информации, передаваемой
текстом.
После прочтения
Перечислите важнейшие пункты.
Решите, не нужно ли перечитать какие-то части
текста.
Составьте вопросы по прочитанному тексту,
задайте их себе и ответьте на них.
Свяжите имеющиеся у вас знания с новой
информацией.
IV. Пометки в книгах.
Большую помощь при осмысливании и запоминании
текста оказывают выписки и подчёркивания. "Кто
записывает, тот читает дважды", - гласит
пословица, дошедшая до нас из Древнего Рима.
Каким образом можно сделать пометки в книгах?
Наиболее корректными считаются следующие
способы:
1. карандашом на полях;
2. на отдельных листах с помощью линейки;
3. бумажные закладки в разном положении: сверху
- одно, снизу - другое, сбоку - третье;
4. вкладные листки: калька, подчёркивание
напротив с обозначением номера страницы.
Подробно эти и другие способы рассматриваются в
книге Гецова Г. Как читать книги, журналы,
газеты.
Записи по тексту могут быть выполнены в виде
плана, тезисов или конспекта. С этими формами
работы мы подробнее познакомимся на следующем
занятии. Сегодня же мы рассмотрели, какую
умственную работу необходимо проделать при
чтении с целью изучения какого-либо вопроса или
книги.
Литература
-
Гецов Г.
Работа с книгой: рациональные приёмы. - Изд.
2-е, доп. - М.: Книга, 1984. - 120 с.
-
Гецов Г.
Как читать книги, журналы, газеты. - М.:
Знание, 1989. - 144с
-
Граник Г.
Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как
учить школьников работать с учебником. - М.:
Знание, 1987. - 80 с. - (Новое в жизни,
науке, технике. Сер. "Педагогика и
психология"; # 3).
-
Доул Дж.
Тактика осады и взятия учебника.// Первое
сентября. - 2001. - Ѓ 11,13 февр. Прил.
"Школа для учителя". - С. 2.
|
|
|
|
|
|